В этом мастер-классе мы попытаемся сделать вот таких забавных дракошек из папье-маше.
Прежде чем начать - включаем любимую музыку, забываем (на время ) обо всех проблемах, заботах и делах и начинаем... медитировать. Да-да, именно медитировать, ведь любая ручная работа, выполняемая с удовольствием, очень успокаивает, дает возможность отвлечься от суеты, забот, проблем... Ну и с чего же мы начнем? А начнём мы с создания эскиза. В этом нам может помочь уже готовая картинка, если будет создаваться уже придуманный кем-то образ. Ну, а если это будет невиданный зверь, то тут было бы неплохо прорисовать все детали, их расположение и пропорции.
Хочу заметить, что в процессе работы может сложиться так, что образ сам начнет диктовать те или иные уточнения к своему внешнему виду и в итоге может получиться не совсем то, что было задумано. Но если образ уже хорошо сложен и отшлифован мысленно, что изменения в процессе изготовления могут быть совсем небольшими.
Итак - эскиз готов. По нему мы выкладываем проволочный каркас тела. Нужно постараться поточнее передать все изгибы. От этого зависит выразительность нашей работы.
На каркас нужно намотать слой газеты, смоченной в клее ПВА. Клей лучше разбавить водой, - нам будет мешать, если он будет быстро "схватываться".
Жгуты газеты должны плотно обхватывать проволоку. В местах утолщений - добавить еще слой.
На фото видно, что наложено несколько слоев - и один из них тканевый. Для удобства можно использовать и ветхую ткань. Для того чтобы было удобно продолжать работу дальше, заготовку нужно подсушить. Сделать это можно летом на солнце, зимой - на батарее, или в не очень горячей духовке (режим приготовления сухофруктов) Заготовка тельца должна быть сделана с запасом объема - быть тоньше, чем нужно - ведь сверху на нее будет наложен еще фактурный слой. Именно для фактурного слоя мы и оставим запас объёма.
На подсушенную заготовку нужно нанести дополнения. В нашем случае это - зубчики на спине и складочки на животе. Зубчики вырезаются из тонкого картона. А для складочек мною была использована плотная льняная ткань. Ее тоже нужно смочить в клее и задрапировать. Всё оставляем сохнуть. И приступаем к изготовлению крылышек, ножек и ручек. Для них нам понадобится медная проволока. Для ножек удобнее брать трехжильную - три пальчика на ножке получатся, если вы снимете часть оплетки на конце проволочной заготовки. Перепонки можно сделать - обклеив проволочные "пальчики" бумагой так, чтобы получилось что-то напоминающее ласты. Для крыльев подойдет медная одножильная проволока. Основным требованием к проволоке для крыльев и ножек - хорошая жесткость и упругость, именно от этого зависит устойчивость фигурки и прочность крыльев.
Каркас крыльев тоже делаем по эскизу, скрепляя кусочки проволоки ниткой, или тонкой проволокой.
На готовый каркас приклеиваем кусочек гипюра. Клей должен быть густым, с хорошей схватываемостью. Здесь я использую клей ПВА столярный. Когда гипюр прочно приклеился - аккуратно отрезаем все лишнее. Можно для прочности прошить по гипюру ниткой "в обхват" проволоки. После этого покрываем все крылышки слоем ПВА. Всё сушим.
Приступаем к изготовлению ручек.
Для пальчиков нужна тонкая медная проволока, которая будет обматываться полосками бумажных платочков.Полоски не нарезаем ножницами - а разрываем вручную - рваный край будет менее заметен на тонких детальках. Наносить клей на бумажные ленты нужно очень аккуратно, и лучше, если он будет во флаконе с тонким носиком - просто наливайте клей тонкой нитью по всей бумажной ленте и сразу наматывайте на проволоку, кистью при этом не пользуемся.
Еще хочу добавить
что сушить заготовки пальчиков лучше располагая их вертикально, воткнув по одному в подставку из куска пенопласта.
Изготовление пальчиков - самая кропотливая часть работы. Кому сложновато - можно сделать ручку без пальчиков - просто вылепить из бумажной массы ручку упрощенной формы.
Ну, а кто захочет потрудиться - оно того стоит, согласитесь, - такие ручки очень украсят работу, придадут ей особую выразительность... Ручки выполнены в упрощенной технике Наташи Лопусовой-Томской.
Обклеенные высохшие заготовки пальчиков собираются в кисть и скрепляются между собой такими же полосками бумаги, их каких делали обмотку для пальчиков.
Дальше приступаем к изготовлению головы
Для головки вырежем заготовку из строительного утеплителя ... Материал очень податливый, работать с ним легко.
Вот такая деталька получилась у меня. Здесь нужно не забывать, что вырезать ее нужно с учетом того, что на нее будут накладываться бумажные слои и размер ее в процессе работы увеличится. Значит, вырезая, учитываем и тут запас объёма для последующих слоев.
Обкливаем заготовку слоем газеты. А верхним слоем будет - фактурный.
Фактурный слой - бумажная масса, смоченная клеем ПВА. Я для удобства раскатываю ее скалкой, поместив в целлофановый пакет. В таком виде ее можно хранить несколько дней, пока не используете всю.
Аккуратно извлекаем массу из пленки и наносим на заготовку. Это помогает нам равномерно покрыть всю фигурку фактурным слоем. Накладывать его нужно аккуратно, уплотняя сухой щетинной кистью, стараясь сохранить все неровности, не сглаживать их.
Вот в итоге что у нас должно получиться.
Соединение деталей дело несложное. Шилом делаем отверстия в нужном месте, капаем в отверстие густого клея и вставляем в них детали ручек и ножек. А для прочности - заполняем пустоты в отверстии папье-машовой массой. После высыхания все будет достаточно крепко.
И далее начинается самое ответственное - окраска фигурки. Тут уж вам потребуется вся ваша фантазия и воображение. Вариантов окраски может быть огромное количество! Но самое главное - подчеркнуть фактуру поверхности поделки. Для этого используется такой прием, как многослойная окраска. Нижние слои будут темнее, верхние - светлее. При этом верхние слои наносятся по "верхам", не перекрывая полностью нижние, чтобы нижние слои краски были видны в углублениях нашего фактурного слоя. Это придаст выразительности, подчеркнет рельефность поверхности. Слоев краски обычно бывает 3-4.
И для еще большей выразительности добавим реснички и хохолок.
Вот и всё готово! Сверху на фигурки нужно нанести защитный слой (мы же ведь помним, что все это - всего лишь бумага). Защитит бумагу от влаги лак, или воск. Лак можно использовать любой бытовой для покрытия полов. Воск же мне нравится больше - работа, покрытая воском, очень приятна на ощупь и не имеет сильного блеска. Для покрытия фигурок воском используйте восковую мастику для полов. После нанесения ей нужно дать подсохнуть и растереть мягкой тканью.
Желаю вам успехов и радости творчества!!!
Предыдущий мастер-класс, где мы делали летучую мышь можно посмотреть здесь.
Здравствуйте, очень понравился ваш мастер-класс. Хочу сделать такого дракончика, но мне не понятно как прикрепить крылья к туловищу (они же будут вываливаться)и ножки?
Александр, когда делаете крылья, ножки и ручки, - нужно отмерять проволоку для них так, чтобы оставались лишние 1.5-2 см. Именно они помогут легко собрать фигурку. Оставляете их открытыми и при сборке вставляете в отверстие на месте будущей ножки, ручки или крыла. Укрепить соединение можно термопистолетом, или папье-машовой массой. Если у вас уже готовы детальки но проволочных штырьков на них нет - чтобы не переделывать, попробуйте скрепить детали с помощью кусочков стальной проволоки ( или кусочков деревянных зубочисток). Можно попробовать и без штырьков - просто припаять детали термопистолетом.
Здравствуйте, я в диком восторге от Ваших дракошев!!! Очень красивые!!! Хочу попробовать сделать, только мне не очень понятно, фактурную бумагу накладывать, а потом из нее отдельно глазки и бровки делать и челюсть нижнюю как??? Извините, может для Вас глупый вопрос, но до меня правда не доходит, как вы вылепили такую классную мордаху! И еще, там глазки нарисованные или тоже клеили из чего? Буду очень благодарна, если поможете! В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ, ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО ЗА ИДЕЮ!!!!
Вероника, хорошо, что Вы задали этот вопрос - просто замечательно. Это уже залог того, что у Вас всё получится! По поводу фактурного слоя - можно покрыть фактурным слоем всю головку, а потом налепить сверху глазки, ноздри и мордочку. А можно оставить в этих местах нижние слои (газетные) открытыми. Именно так я и делаю - в районе глазок и носа покрываю всю поверхность фактурным слоем, а в районе рта частично - там лишний рельеф может даже помешать. Теперь - как это пролепить. Слеплены глазки, ноздри и губки из Папер-клея. Еще сейчас появилась паста для моделирования Roc производства Бельгии (www.darwi.com) Но можно использовать и пластичные материалы для детского творчества, их сейчас множество в продаже, качество, правда, не очень... Вылепливать нужно только когда заготовка головы полностью высохнет и станет жесткой. Для того, чтобы хорошо "схватилось" нужно место будущего глаза, или рта слегка смочить водой и сразу накладывать массу. Лепить как из пластилина. Для удобства использовать разные стеки. Разглаживать поверхность влажными пальцами. Но воду нужно использовать с большой осторожностью - потом при высыхании могут пойти трещины. Нижняя челюсть это, упрощенно говоря, - просто тщательно примазанная "колбаска". Чтобы увидеть место будущего ротика, и вообще черт "лица", просто порисуйте простым карандашом по заготовке головки. Когда получится забавная рожица, начнете лепить. И про глазки - глазки вылеплены и потом прорисованы красками. Сверху покрыты глянцевым лаком. Можно использовать прозрачный лак для ногтей. Удачи, Вероника! Если будут вопросы еще - не стесняйтесь, спрашивайте.
Здравствуйте. Я главный редактор журнала "Девчонки-мальчишки. Школа ремесел" (www.dm-magazine.ru) Кудина Ольга Владимировна. Хотела бы напечатать Ваш мастер-класс в журнале.Что Вы об этом думаете? С уважением, Ольга Владимировна