Вот еще одно интересное место в Москве стало доступно для посещения любого желающего. Это Юсуповские палаты в Большом Харитоньевском переулке.
Так выглядело здание в 1880-х годах.
Мне совсем не хочется пересказывать его историю – историю, кажется, самого старого гражданского сооружения в городе. Предположительно был он построен в самом конце XVII века. И принадлежал семье Юсуповых с 1727 года. Семье замечательной, надо сказать, - древней и славной, одной из самых богатых в России (история рода есть на сайте Юсуповского дворца, хоть и не совсем внятно изложенная). Судя по тому как щедро одаривалась она имениями, землями и прочими ценностями – много сделавшей для страны нашей.
Историю здания всегда сложно рассказывать – из за бесконечных перестроек и переделок, добавлений и убавлений в их облике. Что будет наиболее интересным? Или решить этот вопрос так , как решают его реставраторы – восстанавливать тот его период, который наиболее описан и задокументирован?
Дворец этот восстановлен в виде, который он получил после своего обновления в конце XIX. И занималась этим Зинаида Юсупова. Женщина , жизнь и личность которой заслуживает целой книги, не осталась в стороне от моды тогдашней на русский стиль ( который так шел и к ее красоте) и интерьеры дворца стилизованы под старинные палаты с их росписями, изумительными каминами; даже их названия возвращают в прошлое России – Охотничий и Красный залы, Трапезная,Тронный зал...
Уже сам проход через Красный зал изумляет – яркостью красок своих. Росписи на стенах Охотничьего зала – картины, предположительно созданные Ф.Г.Солнцевым, расписавшим многие Храмы, академиком, принимавшим участие и в росписях кремлевских дворцов.
В доме расписан каждый кусочек, и каждое помещение имеет свой облик – даже лестничные пролеты.
Вот здесь ,например, львы держат герб Юсуповых. Больше всего вопросов в нем вызывает вот эта "звезда Давида". Но скорее всего это не имеет никакого отношения к "сынам израилевым" .
Первой комнатой второго этажа на нашем пути является Китайская. Так она выглядит сейчас, пуста совершенно.
а так выглядела тогда:
Вообще же,бывая в разных старинных домах на экскурсиях ( в домах-музеях в том числе) остро чувствуешь безжизненность пространства. Вещи, которые наполняли дом, были его душой – отсутствуют ( у кого то они сейчас?). Вернуть их невозможно, а потому невозможно и вернуться в ощущения той эпохи. Можно лишь пофантазировать на эту тему.
Проходим в Тронный зал. Он и во времена Зинаиды Юсуповой был просторным и полупустым.
Мебели немного,- легко заметить что была она здесь совсем другой. О коврах, естественно нет и речи там где ходят посетители.
Росписи потолков, как и везде здесь, потрясающие.
Некоторые предметы выглядят интересными – может это подновленные старые вещи? Какие то довольно удачно, другие – без затей – почти по рецептам китайских производителей.
Что привлекает в каждом помещении и кажется подлинным ( и , скорее всего, таковым и является) - это удивительные камины , декорированные изразцами. Возможно и голландского происхождения, но расписанные безусловно русскими людьми. Множество сюжетов самых разных - на русские темы и с русскими же надписями. Довольно забавно упоминание экскурсовода о множестве вопросов возникающих по мере чтения надписей под картинками - среди них много безграмотных! Возможно их делали мастеровые, ученостью не отличавшиеся.
Камины везде разные, везде это очевидная ручная работа. Именно они связывают времена – вот например в кабинете, вид которого сейчас не имеет ничего общего с тем, каким он был тогда - только росписи да камин позволяют думать что это одно и то же место.
Стоял ли здесь этот книжный шкаф с резными фигурами?
Потолки вот – были точно.
Ну и конечно камин прекрасный этот - был.
Кабинет – последнее помещение в анфиладе комнат , чтобы в него попасть проходим через Гербовый зал. Здесь множество предметов мебели и даже разрешают посидеть на круглом диване посередине комнаты :-)
Еще один замечательный камин,
некоторые детали интерьера пытаются вернуть нас в те времена, что весьма непросто учитывая их абсолютно новенький вид.
Мне очень нравятся детали мебели здесь. И даже неважно откуда она…
Ну и для сравнения –тот же зал в начале XX века - оказывается он был довольно уютным.
Потом – Портретная комната. Здесь – истрия рода в личностях.
И , собственно, кабинет за ней.
Последнее помещение на этом этаже – Трапезная.
Наверное раньше из ее окон открывался замечательный вид во двор и его постройки – Гербовые ворота и окружающие двор флигели, где жили обслуживающие дворец люди. Теперь же это пространство перегорожено трехметровым глухим забором с колючей проволокой поверху… По узенькой и крутой лестнице поднимаемся на третий этаж.
Это самая высокая часть дворца – здесь находилась домовая церковь Татьяны. Ничего напоминающего о том что это церковное помещение нет – здесь пусто.
Ну разве только эта надпись по стене…
И еще немного «букаф». Сразу после Революции здание переходило от одной организации к другой ( был здесь даже Музей Красной Армии)
и , в конце концов, поселилась тут ВАСХНИЛ. И Кабинет занял Н.И.Вавилов. Говорят , он понимал ценность этого сооружения и, как мог, сохранял его внешний и внутренний вид. В 90-х годах ВАСХНИЛ получил здание в собственность. О том как эта собственность стала принадлежать частному предприятию история скромно умалчивает. А интересно было бы узнать как государственная историческая ценность переходит к тем, кто вправе «не пущать» ( мы ведь во многие здания не имеем доступа именно по причине частной принадлежности). Именно эта частная организация ( строительная фирма) и провела реставрацию здания в 2004 – 2009 гг. И , говорят, не было бы у нас счастья войти в этот дом, если бы не кризис. Вот и решили владельцы и нас пустить за вполне доступную плату и , более того, - предоставлять помещения в аренду для различных мероприятий. Так что если у вас намечается свадьба или банкет – милости просим.
Старые фотографии с сайта Фотографии старой Москвы и других ресурсов. Новые – мои.
Буквально вчера или позавчера у нас повторяли фильм "Гардемарины вперед", так вот там часть действия снята именно в этом доме - там это дом Ягужинской в Москве. И сцена где Боярский предлагает ее увезти снята, вероятно в Трапезной. Стены там не так красочны как теперь ( фильм снят лет 20 назад) , но кажется именно тот обшарпанный вид еще милее...Ну и отъезд от этого подъезда через Гербовые ворота, и выход ее по лестнице от высокого крыльца...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]