Избегать
общедоступности. Особенно
во вкусе. О, велик был мудрец, огорчавшийся,
когда его творения нравились многим!.
Всеобщая хвала претит разумному. Как
хамелеоны питаются воздухом, так иные
люди упиваются поклонением толпы, и
грубое ее дыхание им приятнее сладчайшего
дыхания Аполлонова. Также в понимании:
не дивись чудесам, изумляющим или
пугающим невежд: толпа глупа, мыслить
трезво дано лишь немногим.
Составлять
свое суждение. Особенно
важно в делах важных. Глупцы губят себя
тем, что не размышляют; неспособные
понять и половины дела, не умея предвидеть
ни вреда, ни выгоды, не могут они надлежаще
действовать; они придают много веса
вещам маловажным и мало веса - весьма
важным, оценивая все наоборот. Многие
же не теряют разума лишь потому, что его
не имеют. Есть вещи, в которые должно
проникать глубоко и хранить их в недрах
своего ума. Мудрый составляет суждение
обо всем, но особенно вникает в то, в чем
есть глубокий и высший смысл, ибо
полагает, что там есть больше, чем он
предполагает. Так размышление проникает
дальше первоначального суждения.
Насколько
человек глубок, настолько он личность.
Всегда
и во всем внутри должно быть больше, чем
снаружи. Есть люди с одним фасадом, как
дома, недостроенные за недостатком
средств: по входу - дворец, по жилью -
лачуга. На пристанище здесь не надейся,
толковать с ними не о чем: после приветствий
при встрече смолкают речи. Сперва,
рассыпаясь в любезностях, гарцуют не
хуже сицилийских скакунов, да тут же
обращаются в молчунов - где нет источника
мыслей, слова иссякают быстро. Таким
нетрудно очаровывать людей, как они,
поверхностных, но не тех, кто заглядывает
вглубь и видит, что их головы, как в той
мудрой басне, пусты Бальтасар Грасиан. Карманный оракул |