Главным зимним многодневным праздником были Святки, продолжавшиеся от Рождества Христова (25 декабря / 7 января) до Крещения (6/19 января). «Никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на Святках: в эти дни все русские веселятся. Всматриваясь в святочные обычаи, мы всюду видим, что наши Святки созданы для русских дев. В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели — к сближению суженых <...> Только в Святочные дни юноши и девы сидят запросто рука об руку; суженые явно гадают при своих суженых, старики весело рассказывают про старину и с молодыми сами молодеют; старушки грустно вспоминают о житье девичьем и с радостью подсказывают девушкам песни и загадки. Наша старая Русь воскресает только на Святках» (Снегирев И. Песни русского народа).
Во время святок различали «святые вечера» (25—31 декабря) и «страшные вечера» (1—6 января). Самые "вещие" дни "Васильев вечер" (31 дек./13 янв.) и Крещенский Сочельник (5/18 января). Все гадания на Васильев вечер «почитались важными и сбыточными». «Гадания у нас особ. в обычае в васильев-вечер (канун нового года ) и о святых; января 4-го, в канун крещенского сочельника, последние святочные гаданья о суженом, а затем, беса выгоняют метлами из дому и из селения».(В.Даль. Толковый словарь) «Приуроченность гадания к святкам можно объяснить, во-первых, тем, что именно на переломе времени старого и нового года человека особенно остро интересует будущее - то, что ждет его и близких в новом году. А во-вторых, в этот период нечистая сила - всякие там кикиморы, банники, домовые, черти, лешие и прочая нежить и погань - наиболее активна и, следовательно, легче доступна для контакта. Ведь именно от "нечистой силы" получают ответ на вопросы во время гадания, и тут главное - не спасовать, соблюсти особые правила поведения: во время зачуранья (заговоры, нашепты) дождаться пения петуха, перекреститься и т. д. Иначе можно и погибнуть - ну, в лучшем случае, просто помешаться.» (Энциклопедия обрядов и обычаев)