Вашему вниманию!

Уважаемые Пользователи! Не забывайте авторизовываться - ввести свой мэйл и пароль справа вверху.


Меню сайта

Rambler's Top100
Главная » 2011 » Май » 20 » Старообрядческий Храм в Токмаковом переулке
Старообрядческий Храм в Токмаковом переулке
09:52
  Вот и еще одна история выросла из прогулки по городу. Началось с Морозовского сада, Морозовых как таковых , а закончилось - Храмом в Токмаковом переулке. Много интересных для меня тем сплелось в ней - русский модерн и старообрядчество, история Москвы и людей способствовавших ее украшению и процветанию, и даже немножко Мордовии - тоже близкого для меня места.
Но - по- порядку.
  Небезызвестный Савва Морозов - один из самых известных и передовых промышленников России, меценат, пожертвовавщий миллион на Художественный театр, человек много сделавший для превращения России в передовую страну и даже поддерживающий революционное движение - был выходцем из известнейшей семьи российских промышленников.
  Основателем морозовской семьи был Савва Васильевич Морозов, начавший свою деятельность в начале XIX века, после московского пожара, когда сгорел ряд прежних московских фабрик.
  И следовательно, как пишет Бурышкин, Морозовы были одной из немногих московских семей, где уже к началу девятнадцатого века насчитывалось пять поколений, одинаково активно принимавших участие и в промышленности, и в общественности.
  У Саввы Васильевича было пять сыновей. Только один из них - Елисей - сохранил традиции предков и остался старообрядцем-беспоповцем, прочие же перешли в поповское согласие, в Рогожскую общину. Принадлежность к старообрядцам поморского брачного согласия и стала причиной моего интереса к этой истории.
  По существовавшему во второй половине XIX в. в России законодательству беспоповство было отнесено к числу "вредных сект" и принадлежность к нему затрудняла купеческому сословию запись в гильдию и вела к существенным ограничениям гражданских и имущественных прав. Тем не менее, несмотря на все трудности и препятствия, потомки Елисея Саввича остались членами поморской церкви.
  В 1830 году храмы старообрядцев были запечатаны.Соответственно моленные стали домашними. Одна из них располагалась во владениях Морозовых во Введенском переулке ( ныне Подсосенский,21).



  Этот дом сохранился до сих пор. И инициалы Морозовых все еще красуются на его фронтоне.



  По сведениям - сохранились и интерьеры роскошные, созданные Шехтелем, Врубелем, Коненковым и С. Эрьзей (вот тут должно быть лирическое отступление об этом удивительном мордовском скульпторе). Я надеюсь что мы еще проникнем туда.



   А в 1905 году вышел указ «Об укреплении начал веротерпимости». Были распечатаны храмы строобрядцев и разрешено строительство новых.
  И храм в Токмаковом переулке стал первым строобрядческим храмом в России построенным после этого указа. Стараниями семьи Морозовых, их капиталом прежде всего он и был возведен.
  Архитектором был приглашен И.Е.Бондаренко - вероятно ведущий архитектор старообрядческого храмостроения. Им был спроектирован не только храм, но и все его внутреннее убранство. Поэтому он и получился столь гармоничным.



  20 мая 1907 года состоялась закладка Храма.
  Он был сооружен в неорусском стиле, за основу взята архитектура новгородско-псковских церквей XVI века с привнесением особенностей поморского зодчества, что выражалось в строгости и простоте архитектурных форм и интерьера.
  Он сразу же стал одним из самых красивых храмов в Москве. И центром
для всех верующих поморского согласия.



  В Москве сохранились и другие работы этого интересного архитектора. Один из них находится недалеко от Храма в Токмаковом - за м.Бауманская в Гавриковом переулке.



  Бондаренко же пристроил к дому Морозовых в Подсосенском три зала с верхним светом для коллекции икон.
В 1930 году Церковь Воскресения Христова и Покрова Богородицы , а именно так называется Храм в Токмаковом переулке, как и множество других был закрыт. Часть внутреннего убранства была перевезена в помещение на Преображенке. Другая - возможно попала в музеи. Остальное было разграблено и уничтожено.
  В 1988 году храм был возвращен общине и реставрируется на средства ( впрочем весьма скудные) из бюджета и пожертвования прихожан. Реставрация его продолжается, но внутренние помещения уже пригодны для использования - второй год Пасхальные торжества проходят и в нем тоже.



  Столь пристальный мой интерес к этой теме и этому конкретному Храму вызван тем что и сама я являюсь прихожанкой именно этой общины.



Старые фотографии с сайта Фотографии старой Москвы, современные - мои.
Просмотров: 2234 | Добавил: MiSol | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 1
1 Friend  
0
Как всегда очень интересно.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Календарь
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

В блоге у Риты С
08.01.2020
Посткроссинг и Рождество (0)
19.09.2014
Музей (2)
22.08.2014
Старые вещи (0)

Самое свежее
02.03.2015
Синие коты Рины Зенюк (0)
28.02.2015
Декупаж (3)
19.10.2014
Шитье из кусочков. Дорожка. (2)

Наши друзья
Новые дети.

Курильский бобтейл Ирокез


Усадьба Мишенское


Мы на Facebook




Наша кнопка
Рита дважды





Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz