Когда проходит осенняя пора, мысли наши обращаются к предстоящим зимним праздникам - Рождеству, Новому году, Крещенью... Не знаю как вы, а я всегда заранее и тщательно выбираю поздравительные открытки которыми поздравлю своих близких. И особенно придирчиво те что будут посланы с помощью Интернета. Банальные варианты тут не пройдут именно потому что выбор велик.
Особенно привлекательными мне кажутся старые открытки - еще дореволюционные. И тут, конечно, вне конкуренции трогательные работы Елизаветы Бём.
Елизавета родилась в Петербурге 24 февраля 1843 года, в старинной дворянской семье.«Любовь к рисованию у меня была с самых малых лет, – вспоминала
впоследствии Елизавета, – иначе себя не помню, как рисующей на всех
кусочках бумаги, которые попадались мне в руки. В письмах к своим
подругам петербургским я постоянно вкладывала свои рисуночки куколок и
животных; и вот это-то и обратило внимание людей несколько понимающих,
что мне следовало серьёзно заняться рисованием».Родители Лизы не стали препятствовать её желанию учиться в Рисовальной
школе Общества поощрения художников, в которую девочка поступила, когда
ей было 14 лет.В 1864 году она с медалью окончила школу и буквально окунулась в
творчество, благо, финансовое положение семьи позволяло это делать без
оглядки на заработок. С середины семидесятых годов стала работать и в технике литографируемого силуэта, который она собственно и создала.
С 1875 года Елизавета Меркурьевна стала издавать альбомы силуэтов,
пользовавшиеся большой популярностью.
Чаще всего она рисовала сценки с
детьми, которые получались очень трогательными и удивительно живыми.
Интересно, что маститые художники восприняли её работы с нескрываемым восторгом. Живописцам вторил известный критик Стасов, называя её «самой даровитой
из художниц» и отмечая, что «Бем взяла на свою долю русский детский
мир», а в её силуэтах выражается «душа, чувство, мысли, характеры,
капризы, причуды, грация, шалости, милые затеи».
Но главное, что мнение
собратьев по искусству совпало с мнением зрителей.
Но широчайшую известность в России ей принесли открытки, которых она
создала более трех сотен. Среди них были и поздравительные к
праздникам, и с изображениями национальных костюмов народов России, и
на темы русских пословиц, и с героями произведений Л. Толстого, и с
загадками о временах года, да и просто с трогательными сценками из
жизни детей. Поздравления с Пасхой и сейчас выглядят очень уместно на этих открытках.
Издаваемые многотысячными тиражами, они расходились по
всей России. Их можно было увидеть и на закопченной стене в
крестьянской избе, и в томике стихов под подушкой курсистки, и в
изящном альбоме светской львицы.
Казалось бы, какое-то не серьезное искусство – силуэты, иллюстрации,
открытки. Но в то время, видимо, так не считали. Елизавета Меркурьевна
Бём неоднократно участвовала в престижных российских и международных
выставках (в Париже, Берлине, Мюнхене, Милане, Чикаго) и не оставалась
без призов, включая золотые медали.
Ее работы и сейчас не потеряли почитателей. Они все так же трогают своей простотой и искренностью. И конечно прекрасно подойдут для поздравлений - их теплота придаст старым праздникам особого волшебства старых традиций.