Переполнение информации о каком нибудь явлении часто является поводом рассказать о нем. На этот раз «Остров мертвых» Бёклина стал таковым. Сначала был интерес к течению прерафаэлитов. Потом появился проект Гугл Арт, давший возможность прогуляться по некоторым музеям. По итогам той прогулки я собрала маленькую коллекцию понравившихся мне картин. И одной из них была – «Остров мертвых» Бёклина 1883 года из Берлинской галереи. Настроение картины, ее сюжет были очень близкими к прерафаэлитам.
Немного разысканий и выяснилось что Бёклин – символист, что картина эта имеет несколько ( кажется пять ) авторских версий , что «По свидетельству Сергея Маковского, известного художественного критика тех лет, уже к началу 1900-х гг. в городских садах Германии с каждым годом увеличивалось «число мраморных кентавров, фавнов и наяд, как будто прямо взятых с его холстов. Поражаешься тем, до какой степени даже мелкие изделия, цветочные вазы, стенные барельефы заражены духом Бёклина. В скором будущем в Германии мог бы создаться особый стиль на этой почве». И такой стиль возник. Это был модерн.» (цитата по статье Льва Дьякова) К тому же – оказалось не только в Германии были очарованы Бёклином вообще и «Островом мертвых» в частности. И тут посыпались цитаты из стихов: Где 'Остров мертвых' в декадентской раме? Где плюшевые красные диваны? Где фотографии мужчин с усами? Где тростниковые аэропланы? А.Тарковский.Вещи.
Обои, стены блекли... блекли... Тонули в серых тонах офортовых. Со стенки на город разросшийся Беклин Москвой расставил "Остров мертвых". В.Маяковский. Про это.
…и прозы: «На окнах колыхались темные коричневые занавеси с блямбами. В квартире преобладали темно-коричневые тона. Над пианино висела репродукция с картины Бёклина «Остров мертвых» в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом. Один угол стекла давно вылетел, и обнаженная часть картины была так отделана мухами, что совершенно сливалась с рамой. Что творилось в этой части острова мертвых — узнать было уже невозможно.»
Ильф и Петров «Двенадцать стульев» Гл.10
«Там было тепло, пахло хорошими духами, на стене была копия с картины Беклина "Остров мертвых…"
В.Набоков. Машенька.Гл.4
«Сидя в гостиной на бархатных креслах с гнутыми ножками, мы все боимся, что они затрещат под нами - такие они хрупкие и изящные и такие грубые и неловкие мы. На стене беклиновский "Остров мертвых". Рояль с бюстиком Бетховена. Люся играет "Кампанеллу" Листа.»
В.Некрасов «В окопах Сталинграда».Гл. 10
«…дочка Грингмута стала женой сына Беклина, после чего и "Московские ведомости" превратили его в перл создания;»
А.Белый. Между двух революций.Быт.
(Ах вот оно что! - Грингмут был редактором «Московских новостей»)
Дальше – больше! Оказалось что Рахманинов под впечатлением этой картины написал симфоническую поэму «Остров мертвых» ( а на картину Бёклина «Возвращение» - Prelude in B minor, Op. 32, No. 10) (
Оставлю на совести многочисленных копипастеров сведения о том что даже
виллу свою в швейцарии - "Сенар" - Рахманинов купил за сходство с
"Островом мертвых" и даже при перестройке ее взрывали скалы чтобы
придать еще больше этого сходства.) Музыку под впечатлением картин Бёклина, кстати, написали и некоторые другие композиторы.
В статье о Раманинове Б.Асафьев упоминает книгу Соловцова «С. В. Рахманинов» в которой « Интересны подмеченные автором параллели между симфонической поэмой Рахманинова «Остров мертвых» и картиной Левитана «Над вечным покоем»»
Довольно интересными оказались и сведения о прототипах острова на картине – их много и одним из них является Остров Святого Георгия.
Но и у нас, оказывается, есть свой «Остров мертвых» - в Выборге, в Монрепо! Это фамильная усадьба президента Санкт-Петербургской Академии наук Людвига Генриха Николаи, который приобрел имение в 1788 году, а после ухода в 1803 году в отставку, всецело предался украшению и воспеванию в стихах любимого поместья. На одном из островов – Людвигштайне был устроен семейный некрополь Николаи. «На краткий миг, о холм, ты мой, потом на век я буду твой» — стихи Людвига Генриха посвящены тому месту, где он позже был похоронен. С 1820-х гг. остров с берегом был связан паромной переправой. Таким образом, семейный некрополь был недоступен для посторонних посетителей, осматривавших парк. В декоре парома, ворот на островной пристани и ограждений пристани на материке ворот был использован мотив стрельчатой арки. На рубеже XIX-XX вв. ворота на островной пристани заменены на ныне существующие. Весь ансамбль в этот период воспринимался в контексте распространенной в конце XIX – начале ХХ вв. идеи «Острова мёртвых», воплощенной в одноимённой картине швейцарского художника А.Бёклина (1880 г.). Насколько это место похоже на «Остров мертвых» вы можете решить сами.
Некрополь и «Остров мертвых» пожалуй наиболее близкие по смыслу понятия, поэтому неудивительно что именно здесь и была найдена та «последняя капля» которая стала причиной «переполнения информации» для меня – это надгробие на Введенском кладбище Москвы на могиле Г.Лион и А.Рожновой.Оно сделано полностью по мотивам картины Бёклина и часть ее выполненная мозаикой помещена в центре композиции. Интересно кем были эти люди?
С «Островом мертвых» оказались связанными даже такие особы как Ленин и Гитлер! Гитлер вообще был поклонником Бёклина и даже имел в своей коллекции 11 его работ. На этой страничке я обнаружила фотографии где Гитлер и Молотов сняты на фоне «Острова мертвых», а на стене комнаты в Цюрихе, где жил В.Ленин висит все та же картина. Поистине влияние Бёклина и его «Острова» оказалось огромным. Макс Эрнст, Де Кирико и Дали признавали его в отношении своего творчества. Дали написал даже «Истинное изображение „Острова мёртвых" Арнольда Бёклина в час вечерней молитвы»
Художник Фердинанд Келлер посвятил Бёклину свою картину «Могила Бёклина». Нет, он не угадал, это место выглядит по другому.
На могиле Бёклина во Флоренции монумент с надписью из Горация: Non Omnis Moriar – Нет, весь я не умру… Кажется он был прав.
И, в заключение, маленькое лирическое отступление. Стиль «модерн» - мой любимый стиль во всем чего бы это ни касалось. Оформляя некоторые работы в графическом редакторе мне всегда хотелось использовать элементы модерна и поиски подходящих шрифтов занимали у меня довольно много времени. И не всегда были успешными. Ах как хотелось мне заиметь кириллический шрифт с определенным образом прорисованной буквой М! Но удача не улыбалась мне… И что же? Это оказался шрифт «Арнольд Бёклин» созданный в 1904 году Отто Вайзертом
UPD Вот часто так бывает - думаешь что тема закрыта, но продолжаешь фиксироваться на всем что с ней связано :-)Вдогонку - нашелся целый САЙТ посвященный этому самому "Острову мертвых". Сообщество интересующихся добавляют туда найденные изображения ( и не только) связанные с картиной. Некоторые показались мне очень интересными. В частности было интересно узнать что у Дали была еще одна картина про "Остров мертвых"
А еще там есть снимки тех самых открыток которые и сделали картину столь популярной в начале ХХ века. Ко всему этому добавлю несколько репродукций с этого сайта - в основном это работы современных художников. Г.Р.Гигер
Zur Toteninsel. З.Задемак
С.Бекман
A. Chehade
|